Интервью интернет-порталу КофеХит
Елена Гудкова: «В моей жизни было много кофе»
Наша встреча с известным автором-исполнителем Еленой Гудковой состоялась незадолго до ее традиционного концерта ко Дню рождения. За то время, пока продолжалась беседа, мы успели поговорить на самые разные темы от текстов песен до отношения к кофе. А начали, что вполне естественно, с обсуждения новой сольной программы Елены, представление которой, напомним, очень скоро пройдет 9 октября в Кафе Драмы и Комедии.
- Елена, чем собираетесь порадовать своих поклонников?
- Скажу только, что концерт получится камерный, душевный. Но как именно я его построю, секрет. Может быть, почитаю свои стихи, пообщаюсь со слушателями. Ведь могу за два дня до выступления вообще все переделать.
- Давайте начнем с истоков… В какой момент Вы решили, что Педагогический Институт (ныне Университет) им. Герцена – это хорошо, а музыкальное училище при консерватории – лучше?
- Честно скажу, что в пединститут пошла, потому что абсолютно не знала, куда поступать. А тогда девочки шли либо в театральный, либо в педагогический. В торговый и в медицинские ВУЗы шли люди с определенными целями. В театральный, признаюсь, поступать побоялась, точнее, не рискнула. Впрочем, я даже тогда еще и не подозревала, что меня интересует не актерская, а эстрадная, музыкальная карьера. Просто не могла в себе разобраться и выбрала педагогический. Я поняла, что не буду учителем, когда работала старшей вожатой в школе. Хотя с детьми мне было очень интересно и вести предметы тоже, например, природоведение в четвертых классах. Но я поняла, что школа – это не мое. Я осознала, что могу работать с детьми, как педагог-организатор, а не преподаватель в школе. Песни, кстати, уже тогда начала писать. Вожатская работа меня раскрыла в творческом плане, и я ей за это благодарна. Друзья, помню, мне сказали: «Лена, что ты делаешь? Сколько можно сидеть в вожатых?!». А я же училась в пединституте, и с каждым годом все ближе была к выпуску, к диплому. Представляете, забрала документы, будучи студенткой третьего курса. И неплохо ведь училась, была отличницей. Да и география очень интересный предмет. Я бы путешествовала и путешествовала.
- Что же послужило поводом для резкого поворота в судьбе?
- Я услышала по радио объявление о том, что идет набор в музыкальное училище при консерватории на эстрадное отделение. Даже не подозревала тогда, что такие отделения есть. Причем набирали актерский класс, где готовили не певцов, а артистов музыкального театра и эстрады разговорно-речевых жанров. Нас обучали музыке, вокалу. Четыре курса по программе театрального института. У нас даже педагоги из театрального института преподавали. В общем, я поступила. Не могу сказать, что легко и непринужденно, но поступила.
- Не жалеете?
Нет, хотя училась тоже сложно – вместо четырех шесть лет - приходила, уходила, но все-таки закончила. Слава Богу, хватило ума получить диплом.
- А как вообще относитесь к театру?
- В театры, честно говоря, хожу редко. Мало времени. Раньше похаживала в МДТ, реже в БДТ. Восторгаюсь Алисой Бруновной Фрейндлих, как актрисой и как человеком.
Театры люблю и хожу на определенного режиссера, постановку или актеров. Побывав на творческом вечере моего друга, актера молодежного театра Владимира Маслакова, поняла, что театральная публика, это в принципе - моя аудитория. Читала там свои стихи, и зал ловил каждое слово, реагировал. Мои же постоянные поклонники слушают молча. А когда происходит обмен эмоциями это такой драйв. Еще с удовольствием ходила бы в филармонию на классическую музыку.
- То что времени не хватает – понятно. Шутка сказать, У Вас с 1996 по 2008 год вышло 12 (!) альбомов.
- Точнее, в 1996 году появился первый студийный альбом. До этого времени мои песни
существовали в концертных записях. Тот же альбом «Гора» вышел только на кассетах. Хотя я считаю его одной из самых ярких своих работ. Ведь мою музыку играли наши известные рок-музыканты. Дело даже не в том, что они знамениты. Главное, это действительно очень сильные и хорошие исполнители – Ян Николенко, музыканты группы «Танцы Минус» и многие другие. Каждый внес свой вклад. Мы использовали и компьютерное программирование, и много живых инструментов. Так что «замес» был хороший. А дальше я уже стала записывать песни без них. Правда, не могу сказать, что альбомы издавались большими тиражами. У меня тиражи и сейчас небольшие. Причем часть выпускаю сама, что, конечно, очень накладно.
- Запись альбомов, концерты, работа на ТВ… Когда успеваете писать новые песни?
- На творчество всегда находится время. Не всегда есть внутренний драйв, эмоция, нерв, который заставляет это делать. Потому что просто сесть и написать песню с «холодным носом» нельзя. Невозможно. Однако могу сказать, что иногда аппетит приходит во время еды. Понимаешь, что вроде бы песню и писать не из чего. Но только начнешь, и появится зацепка, а там уже все понеслось как ком. В итоге, рождается песня, хотя вроде бы и не было повода.
- В каком настроении Вы чувствуете драйв?
- Раньше, в период юношеского максимализма, страстей и отрицания меня все время в песнях тянуло на грусть. Писала про безответную любовь, со страданиями, находила нерв, груз безысходности, даже там, где его и не было. Сейчас это ушло, и я чаще всего пишу в хорошем настроении. Не тогда, когда счастлива, а в нормальном, спокойном состоянии. Я сейчас пришла к тому, что чрезмерно грустно писать не стоит, хотя, поверьте, с возрастом понимаешь больше, и есть поводы для грусти, пусть и не личностного плана. Но я совершенно уверена в том, что не надо давить на людей. Умный человек всё сам понимает. Но легкая грусть у меня в песнях всегда есть и будет. Более того, я уверена, что людям, которые приходят ко мне на концерты, нужна такая лирика, с грустинкой. Да, у меня есть песни с юмором, но слушатели ждут другого. Знаете, мы с ними эмоционально близки. И в лирических песнях я могу ярче выразить свой внутренний, музыкальный мир, потому что музыка - эмоциональная часть песни. Где-то я не доскажу словом, но музыка, мелодия, всё с торицей восполнит.
- Если не секрет, где в основном пишете?
- Везде. Кстати, сейчас стала с удовольствием писать песни на заказ. Я понимаю, что уже давно перешла на профессиональный уровень. Если раньше было так: есть эмоция - написала, нет эмоции – не пишу, то сейчас, когда нужно написать песню, у меня появляется желание это сделать. И, еще не зная, из чего она «склеится», сажусь и пишу.
- То есть, с одной стороны, написание песен для Вас – настоящее творчество, а, с другой, ремесло, от которого получаете удовольствие?
- Написание песен – большая работа. Мне кажется, в каждом творчестве, кроме вдохновения, есть огромная доля труда. Ведь после того, как песня написана, ее надо аранжировать, разложить, придумать, как преподнести, а перед концертом отрепетировать с музыкантами. И я должна пропеть песню неимоверное количество раз, потому что порой и мелодию меняю, и какие-то ноты, и слова. На слух чувствую, когда надо поменять даже правильное по смыслу слово. Оно ведь тоже несет звук. У меня многое написано на интуиции.
- Вы говорили, что музыка и текст - равнозначные величины. А что все-таки приходит в первую очередь, когда создаете песни?
- Сейчас начинаю с текста, а потом придумываю мелодию. Либо получается так – придумала фразу и уже слышу ее ритмику. Ведь в музыке очень важна ритмическая основа. А в песнях, которые у меня рождались изначально от музыки, меньше слова, они более музыкальны. В них я просто даю словесный намек. В общем, для меня сейчас правильнее «плясать» от слова.
- Елена, в Ваших песнях если и есть грусть, то она какая-то светлая. Это намеренный ход?
- Нет. У меня все совершенно органично. Просто с возрастом, я если и грущу, то светло, не уходя в дебри. В этом нет смысла. Есть в жизни радости и нужно ценить то, что имеешь. Зачем гневить Бога? Я действительно радуюсь жизни. Да, в ней достаточно трудностей, но если на этот мир посмотреть другими глазами, то видишь, например, природу и начинаешь восхищаться, многое понимать. Как мы вообще можем выпендриваться? Понятно, что жизнь тяжела, но мы сами во многом делаем ее тяжелой. Есть какие-то вещи, от которых не уйти – смерть близких людей, болезни – это трудно пережить, но это неизбежно и это часть жизни. Я считаю, что для глобальной грусти повода нет.
- А как поднимаете себе настроение?
- Если мне грустно, я, конечно, грущу или стараюсь возвращаться в детство. Где все было беззаботно и светло. Возвращаюсь в те моменты жизни, когда меня любили и ценили. Вообще, когда человек грустит или обижен, именно это, наверное, и вспоминается в первую очередь.
- Вы поете и под гитару и под «минус»…. И звучит, и воспринимается это совершенно по-разному.
- На самом деле моя публика делится на две части, а потому мне приходится на концертах делать два отделения. В первом обязательно «акустика» - под гитару. А второе – эстрадное. Есть люди, которые приходят, главным образом, для того чтобы послушать акустическое отделение. А для меня, поверьте, и то, и другое одинаково близко. С гитарой я одна. А эстрада…. Я люблю эти песни, и сейчас пишу их много. Для меня ведь жанр не принципиален. Выступаю как автор – композитор и поэт, создаю песню, а как ее дальше «одеть», решаю уже потом. Могу сказать честно, я росла не на западной музыке. Для меня идеал песни, и то, к чему я стремилась – это наша профессиональная советская эстрада, те песни, которые сейчас звучат на всех каналах - наши старые добрые песни из кинофильмов и не только. Вспомните тот период времени, когда рождались удивительные, восхитительные песни. Их пел весь народ, и в каждом фильме были потрясающие песни, которые живут и не стареют.
Я не пишу много песен. В основном, много песен создают текстовые авторы. Они сочиняют длинные стихотворения без припевов и потом их простенько напевают, особо не заботясь о музыкальной оригинальности. Мой идеал – песня с простым, мудрым текстом, о каких-то житейских вещах. А потому от этой эстрады я никогда не открещусь. Вы знаете, с каким удовольствием я пою под «минусовую» фонограмму?
- Иными словами, исполнение песен под «минус» - это Ваше осознанное решение?
- Это естественный процесс. Если у артиста много концертов, он много гастролирует, ему хорошо платят, то у него есть музыканты. Иметь свой коллектив - дорогостоящее удовольствие. Надо платить зарплату, надо репетировать, нужна репетиционная точка. Для этого, повторяюсь, должна быть хорошо оплачиваемая работа, и много концертов. Это не мой вариант. Все что я могу – это выступать под минус. Так, кстати, работает очень много артистов. На корпоративных мероприятиях, на телевизионных съёмках используется в основном «минусовка». Ничего страшного я в этом не вижу. У меня часто бывали ситуации, когда я с музыкантами приезжала на площадку, а организаторы концерта не могли обеспечить необходимый звук. Это так ужасно, что лучше петь под «минус». Уж CD-проигрыватель и один микрофон везде найдутся. Надо не забывать и о том, что у нас многие площадки пока не готовы к тому, чтобы достойно принимать исполнителя. Случалось, я выступала с музыкантами, и стоял такой грохот. Так что «минусовка» - это зачастую выход. Другой вопрос, насколько она гармонично и хорошо сделана. Сейчас я сама занялась аранжировкой своих песен. Так что для меня наступил новый творческий период. Я просто потеряна для всех. Осваиваю компьютерную программу. Хочу сделать наряды для тех своих песен, которые, к сожалению, только под гитару проигрывают. Кроме того, сейчас готовлю новый альбом ведь следующий год для меня юбилейный. Надеюсь, большая часть песен в нем будет аранжирована уже мной. Одну песню уже записала.
И еще, именно благодаря тому, что многие мои песни аранжированы по-эстрадному, они стали звучать на радио, меня узнали, как исполнителя. У меня появились поклонники в других городах. В некоторых из них я уже выступала, мне оттуда пишут, что приятно. Увы, я не могу отдать на радио свою лирику. Я имею в виду песни, исполненные под гитару, флейту и виолончель. Она там никому не нужна. А так «Дорожное радио» меня покрутило и «Шансон». Не скажу, что я в бешеных ротациях. Правда, если бы почаще ставили и не только две песни, думаю, резонанс был гораздо больше. Но это уже не от меня все зависит. Слава Богу, на «Дорожном радио», честь им и хвала, без денег ставят песню, если она им понравилась.
- Елена, Вы же пересекались на гастролях с Виктором Дробышем… Не возникало желания воспользоваться знакомством?
- Уверяю Вас, он сейчас об этом и не вспомнит. По жизни, в молодости, я пересекалась с огромным количеством людей, которые сейчас знамениты. Да, с Виктором Дробышем мы вместе ездили на гастроли, по нескольким городам, в течение месяца, он тогда был клавишником у Игоря Романова в группе «Союз». Кстати сказать, они шкодили. Помню, я вышла петь свою песню под «минусовку», и Виктор вместе с солистом группы Валерой за кулисами в микрофон мне такие бэки пропевали. Они конкретно прикалывались. Сначала я не могла понять, откуда на моей фонограмме появились эти страшные завывания, а когда разобралась в чём дело, еле сдерживалась, чтобы не рассмеяться. Я работала и с Яном Николенко, который сейчас в Москве, и с «Ночными снайперами» знакома. Но это не повод, для того чтобы себя продвигать за их счёт, навязываться. Я думаю у них у всех таких ходоков, как я – немерено. Больше того, каждый автор, творческий человек, заинтересован, прежде всего, в себе, это я заметила еще, работая ведущей в программе «Барды on-line». И тут я приду со своими песнями… «Поможите, чем можете». Да и вообще о чем-то просить для себя мне всегда сложно. И легче самой сделать, чем кому-то навязываться. Но не всё самой сделать получается. К тому же творец, может, я и яркий, а вот администратор из меня никудышный. Поэтому я и сижу тихо, спокойно здесь, в Петербурге уже много лет, что, наверное, неправильно. Надо, везде, где можно, о себе заявлять. Но для этого либо исполнитель должен быть сам себе продюсер, либо у него должна быть команда единомышленников. У меня на данный момент ее нет, да и не было никогда. Конечно, я мечтаю о больших залах и аншлагах, о сольном концерте в «Октябрьском», но для этого сначала надо, чтобы о моих песнях узнали. Нужно раскрутиться. А я всецело творческий человек, не делец. Я могу организовать концерт, но не заниматься администрированием. В общем, нужен отдел продаж, отдел продвижения, говоря современным языком. Если бы все это было, ситуация сложилась бы иначе.
- В одном из интервью, вы признались, что для того, чтобы у автора была своя команда, он должен быть диктатором, а вы диктатором не являетесь. А как бы Вы себя охарактеризовали?
- Даже не знаю. Я точно не диктатор, хотя могу проявить волю, силу и периодически это делаю. Однако чаще всего в отношении себя самой. Другим людям я не хочу демонстрировать свою силу. Если они мне помогают, то делают это искренне. Когда я влюблена в чье-то творчество, и у меня есть возможность чем-то помочь, я это делаю. Также и мои друзья-музыканты. Им нравится моя музыка, и они ее играют. Только, знаете, наше время диктует определенные условия, надо зарабатывать деньги, как бы ты к музыке не относился. У всех семьи, которые нужно кормить. Часто себя ругаю за то, что я не всегда твердый человек. С другой стороны, я убеждена, что большую часть вопросов можно решить, договариваясь друг с другом, не унижая никого и не заставляя что-то делать.
- Елена, что Вы больше всего любите в жизни?
- Много чего люблю. Мне очень нравится ездить на море, и просто, сидя на берегу, слушать шум прибоя. Купаться. Очень нравится Юг, тепло. Люблю бывать на природе, ходить за грибами, очень люблю все красивое. Мне очень нравится запах только что выстиранного белья, которое повесили сушиться на улицу. Вроде бы мелочи, но таких приятных мелочей в жизни много. Раньше мне очень нравилось начинать день с чашки кофе. И надо сказать, что кофе в моей жизни было много. Отчасти, потому, что я курила. Но вот уже пять лет как я не курю. И кофе стало меньше, но зато теперь чувствую его вкус. Когда пьешь много кофе, это не то. А вот, если в день позволяешь себе одну чашку хорошего кофе, совсем другие ощущения. Вообще, наверное, во всем надо знать меру.
- А чем больше всего дорожите в жизни?
- Конечно, своими близкими, друзьями, которых немного.
- Если сравнить Ваши ощущения от самого первого выхода на сцену и нынешние, они одинаковы?
- Дрожь и волнение начинаются загодя. Если у меня завтра концерт, то ночь будет беспокойная. В день концерта я плохо ем. Ну не идет еда. Как и много лет назад, я по-прежнему волнуюсь, как новичок. И это несмотря на то, что в моём профессиональном багаже - сотни отыгранных концертов. Но каждый раз артист должен снова доказывать себе и публике, что ему есть, что сказать, и он имеет на это право.
- Ваше коронное блюдо?
- Не могу назвать что-то конкретно, но зато я еще со студенческих пор большой мастер из ничего приготовить блюдо. Ведь времени нет, а однообразно питаться не хочется. А вообще все наши вкусы закладываются в детстве и юности. И если у меня в семье ели жареную картошку, то я до сих пор ее люблю, такую, как жарит мама. Хотя я и сама сейчас ее очень вкусно готовлю, с поджаристой корочкой. Очень хорошо варю супы. Люблю котлеты и хорошо приготовленное мясо, ведь я, к сожалению, мясоед. А знаете главный секрет любого вкусного блюда? Его нужно готовить с желанием, с душой. Особенно, когда делаете это не для себя, а для кого-то.
- Чего еще хочется Елене Гудковой?
- Больше всего мне хочется иметь собственный дом, жильё, которого у меня пока нет. И, конечно, я хочу, что бы мои песни вышли на широкую аудиторию, поскольку знаю, что они этого заслуживают.
Беседовал Алексей Журавлёв.