МК в Питере. Sound-Трек «Нелегкий» жанр Елены Гудковой

12 октября 2000
102

Певица Елена Гудкова уже десять лет занимается неблагодарной работой: пытается возродить популярность эстрадной песни. Лену знают, на ее концерты ходят, но главная мысль Гудковой – «охмурить» людей в глобальном смысле. Чтобы полстраны «подсело на эстраду», вспоминало о прелестях французского шансона или о старых песнях Аллы Пугачевой. Лена работала со многими известными музыкантами. С Яном Николенко, который сейчас играет в «Сплине». С Алексеем Зубаревым, когда-то работавшим в «Аквариуме». С Алексеем Петровым из «Сезона дождей». Сейчас со своей работой справляется в одиночестве. Музыканты ушли туда, где платят деньги. Или же, как и Елена, занялись сольными проектами в стремлении привить публике хороший вкус.
- На днях ты отметила десятилетие творческой деятельности. Собираешься как-то меняться в глобальном смысле?
- Буду начинать все с нуля. Я начинал с бардов, играла в рок-н-ролл, участвовала в попсовых конкурсах. И сейчас поняла: все это никому не нужно. И в первую очередь мне – не мое настроение, не мой образ жизни. Это даже не мой секс – ведь все подобные вещи параллельны! Безусловно, поиски были не напрасными, ибо одежда песен шьется благодаря умению музыкантов, которые оказываются рядом. Был, например, гитарист Миша Сахновский, который любит играть тяжелый рок, - тогда и мои песни стали «тяжелее». Работали с флейтистом Яном Николенко – появились романтические мотивы.
- А что сейчас под рукой?
- Мои старые песни, оказывается, очень благозвучны. И так получилось, что они требуют оркестровой стилистики. Моя мечта – соединить эстраду с симфоническим оркестром. Есть еще вариант – попробовать джаз. Мне очень нравится мягкая подача песен, импровизация. Другого я сейчас не вижу. Совершенно не хочется работать одной под гитару или снова искать каких-то рокеров.
- Не сложно резко начинать все с начала?
– Нет, у меня за плечами колоссальный опыт. Работа с каждым музыкантом – определенная школа. Я сама «гуляла» во всех этих музыкальных направлениях. И чувствую себя готовой к переменам. Может быть, это ошибка. Мне, как и всем, хотелось тогда попасть на поп-сцену в амплуа поп-дивы.
- И что же помешало?
- Не оказалось в нужный момент в нужном месте. Когда я начинала петь, были застойные времена…
- Может, в то время проще было пробиваться? Ведь не было такого культа денег.
- Тогда был культ блата. У меня блата не было. Как и у большинства молодых артистов. «Ленконцерт» обеспечивал музыкантов работой, отправлял на безумное количество гастролей, но каждый (в ту пору) был человеком без имени. Вот и у меня тогда не сложилось.
- Ты как-то определила для себя, какая публика тебе интересна?
- Однозначно не стадионная. У меня же эстетика театральная. И публика должна быть, в принципе, театральной или даже филармонической. Я хочу делать элитную эстраду. Мне хочется петь, чтобы люди ходили на песню. Мне хочется делать музыку, чтобы люди могли наслаждаться благозвучием. Чтобы не было этих прихлопов-притопов.
- Думаешь, кому-то сейчас нужен «нелегкий» жанр?
- Если нормально преподнести, уверена: будут ходить и слушать. Нужно приучать человека к качественной музыке.
- Но у нас же все отвыкли от такого стиля!
- Да, публику раскачать сложно. Нужно будет потратить немало сил и денег, чтобы собрать оркестр моей мечты. Но я знаю – все окупится.
- Ты жалуешься, что музыканты у тебя приходящие. А в основном – уходящие. Может, стоило объединиться в группу и работать под одним именем?
- Это все делается по молодости – объединяются, чтоб вместе «лабать». «Моим» же музыкантам было все равно, что и с кем играть. Были бы деньги. А в моем возрасте найти единомышленников и создать группу – сложно. Нынешние «взрослые» музыканты не хотят гореть одной идеей. Сегодня они сыграли со мной, завтра – с кем-то еще. Или вообще не пришли. А с совсем молодыми сама не хочу работать. У них принципиально другое отношение к жизни.
- Так как же найти партнеров?
- Кому-то везет, к кому-то тянуться. Плюс нужно быть тоталитарной личностью, которая подавляет все волнения в группе. Я так не могу. Видимо, создаю впечатление благополучного человека. Часто мне говорят: «У тебя еще все впереди». То есть воспринимают девчонкой и стремятся «воспитывать трудностями». Иногда бывает, люди боятся подойти, поскольку думают, что и без них все неплохо. Я же не плачу на сцене – дайте мне денег, найдите музыкантов… И все сидят в зале, смотрят на распрекрасную Елену и не беспокоятся о ее судьбе. Так что мое счастье в том, что мне нравится писать песни, выходить с ними на сцену. Главное, постоянно рождаются проекты, от которых я получаю удовольствие.
Не могу свою энергию тратить на саморекламу. На это уходит семьдесят процентов сил. Тридцать из них достаются творчеству. Мне такое положение вещей категорически не нравится. Не умею навязывать себя… Но страна все равно узнает своих героев!
- Постоянно играясь с разными направлениями, не боишься, что снова попадешь в межстилевое пространство?
- У меня не получается работать в одном конкретном жанре. И если уж я до сих пор не стала писать коммерческие песни, то сейчас тем более не хочу этим заниматься.
- Почему же никто не замечает этой твоей непохожести на всех остальных?
- Помощь должна приходить сама. Дина Корзун сказала: «Не нужно бороться за счастье – это пустые хлопоты». Достойный человек должен притягивать других достойных людей. Вот я и жду, когда они появятся в моей жизни.

Беседовала
Прасковья Барабанова
Фото
Алекса Федечко-Мацкевича