Территория бизнеса № 3 (40)

10 октября 2010
148

Елена Гудкова: «По-прежнему мечтаю о собственном уютном уголке».
Текст Алексей Аленин

Даже тот, кто ничего не знает о питерском авторе-исполнителе Елене Гудковой, наверняка хотя бы раз слышал по радио такие хиты, как «Любовница» и «Дорожная». Между тем, это лишь две из нескольких сотен песен, созданных ею за 20 лет творчества.
И каждая песня отличается неподдельной искренностью, остроумием, мелодичностью и какой-то особой душевностью. Они для всех.
Для всех, кто умеет слушать и слышать. Может, именно поэтому концерты Елены проходят с неизменным аншлагом. Вот почему, как только появилась возможность, корреспондент журнала «Территория бизнеса» взял у нее интервью
.

— Елена, что сейчас происходит в вашей жизни?

— Активно работаю в студии звукозаписи, готовлюсь к юбилейному концерту, который пройдет в октябре 2010 года. Хочу к этому дню завершить всю начатую, но не доделанную работу. И в первую очередь выпустить новый альбом, автором
которого я являюсь в полном смысле слова: от написания песен до их аранжировок. Все инструментальные партии придумываю и играю
сама. Да, это огромная кропотливая работа, но она мне безумно интересна. Кроме того, записываю акустический альбом своих лучших лирических песен. Это совсем другая красота, иная грань мое-
го творчества. Поэтому бегаю из одной студии в другую, сижу за компьютером, репетирую с музыкантами. И готовлю программу юбилейного концерта.
Время летит слишком быстро, и, признаться, я ничего не успеваю…

— Может не стоит взваливать все на свои плечи?

— Я бы с удовольствием с кем-нибудь разделила груз
забот, но это, скорее, вынужденная мера. Найти близкого по духу аранжировщика очень сложно.
Обычно отдаешь песню «портному», а потом с трудом узнаешь в ней собственное детище. Так бывает в те-
атре: драматург приносит режиссеру пьесу, но в итоге выходит принципиально иная история. Мне же хочется получать то, что я задумала. Допустим,
я придумала вальс. Нежный и трогательный. Аранжировщик говорит: «Вальсов много, к тому же это не модно, не форматно и прочее…». Начина-
ет оригинальничать с саундом, формой, гармонией. Самовыражается. И от моей песни, моей задумки, ничего не остается. Продукт приобретает совсем другой вид. И самое страшное, когда он теряет свою изюминку, свою душу, становится похожим на всю эту «попсовую» массу. Аранжировщик — совсем другая профессия. Да, сейчас я трачу массу времени на освоение компьютерных программ, долго работаю над музыкальными партиями. Но своя ноша не тянет. Зато я, наконец, другими глазами смотрю на музыку и свои песни. На студии со звукорежиссерами теперь разговариваю на одном языке, а раньше и не знала, как объяснить, чего хочу.

— Как вам удается при таком графике еще и песни писать?

— Пока мне не до новых песен. Хотя музыки, мотивов, мелодий я сейчас пишу в десятки раз больше. Этого требует аранжировка. К такому положению вещей отношусь спокойно, просто нужно выполнить другую работу. В столе лежит много
написанных песен. Только прошлым летом создала на заказ 10 вещей, которые нужно довести до ума, поскольку они пока во многом не реализованы.
Если говорить о времени для творчества, то раньше самым плодотворным периодом была осень, а сейчас,
наоборот, лето. Работаю независимо от того, пришло вдохновение или нет. Все, что скопилось, переношу на бумагу, поскольку сначала нужно
написать стихи, а музыка приходит после.

— Елена, вы упомянули, что пишете в том числе и на заказ…

— Это так. Если я загораюсь идеей, это равносильно тому, что написала песню сама. Однажды моя знакомая попросила написать песню
к юбилею мужа. Сначала мне идея не очень понравилась, но мы разговаривали, и получилась потрясающая песня о конкретном человеке.
Всего в трех куплетах. Он был счастлив. Ведь у него теперь есть своя песня. В общем, «творческая вспышка» не зависит от того, что происходит
в моей жизни. Главное — чтобы была искра, которая обязательно зажжет пламя творчества. Меня возбуждают интересные идеи.

— А корпоративный гимн написать можете?

— Легко. Тем более такой опыт у меня уже был.

— Что может вас заставить отказаться от предлагаемой работы?

— Откажусь, если она мне будет творчески неинтересна. Кроме того, признаюсь, имеет значение и финансовая составляющая.

— Соглашаетесь участвовать в корпоративных мероприятиях?

— Да, я же артист. Однажды меня пригласили на день
рождения сотрудника одной из компаний в качестве подарка. Позвонили его коллеги, сказали,
что хотят преподнести своему товарищу меня, поскольку он очень любит мои песни и просто умрет от такого сюрприза. Я хотела отказаться.
А потом подумала, почему бы не сделать человеку приятное. Приехала на торжество и в домашней, уютной обстановке спела. Восторгов было…
Поверьте, ни за какие деньги такого
не купишь!

— Скажите честно, у Елены Гудковой жесткий райдер?

— Я адекватно смотрю на вещи. У меня нет сверхзапросов и мне не нужны лимузины к трапу. Райдеры не появляются из ничего. Они складываются из профессионального опыта, из того, насколько исполнитель востребован, сколько он стоит.
Да, у меня есть условия. Но это — необходимый минимум.

— Чего вам сейчас не хватает для творчества?

— Скажу банальную вещь: не хватает финансов, которые предоставляют определенную творческую
свободу. Ведь реализация любой задумки требует вложений. Артисту нужно вкладывать деньги по-
стоянно. Заметьте, сейчас многие певицы — это жены или подруги обеспеченных людей. Для них твор-
чество, песня — хобби. У них есть достаток, поэтому они могут себе позволить такую роскошь, как сцена. Кто-то тратит деньги на шубы
и модные наряды, а кто-то — на концертные костюмы, песни и желание «быть в телевизоре». К сожалению, это именно так. Сегодня отбить
деньги, вложенные в запись альбомов, нереально. Хорошо зарабатывают только раскрученные артисты,
дающие много концертов по стране. Наш артист живет с концертов, а не дисков и авторских отчислений. Но не каждому же быть звездой пер-
вой величины. Вот и приходится изворачиваться. Находить способы осуществления сокровенных же-
ланий. Делать свое дело. И делать его на хорошем уровне. Жаль, что большая часть сил и времени ухо-
дит именно на изыскание резервов. Творческая составляющая от этого изрядно страдает.

— Значит, вы открыты для сотрудничества?

— Всегда. И особенно сейчас, когда началась работа по подготовке юбилейного концерта. Он соберет вместе много интересных людей — слуша-
телей, авторов, исполнителей, музыкантов. Ищу партнеров, не только для концерта, но и на будущее.

— Вы упомянули о своих слушателях. Кто они?

— Среди них и женщины, и мужчины. Большинству за 30. Как правило, многие уже либо имеют высшее
образование, либо получают его. Но главное — в другом. Это неравнодушные люди, склонные к чувствам и эмоциям. Непробиваемый человек
на мой концерт вряд ли придет.

— Елена, а теперь вопрос на иную тему. Как человек творческий, вы наверняка немало путешествуете?

— У меня даже есть песня «Дорожная», которая весьма популярна, в том числе на одноименном
радио. В ней рефреном идет строка: «Я еду на Юг России». Так что невольно она получилась патрио-
тической, не говоря уже о том, что к 2014 году мы будем активно ездить именно на юг нашей страны.
Я вообще люблю дорогу и хорошо, если удается путешествовать в комфортных условиях.

— Поездом или самолетом?

— Летать боюсь, хотя и приходится. Предпочитаю поезд. Кстати, желаю всем, чтобы всегда везло с соседями, и не только по купе, по вагону,
но и по жизни. В дороге попадаются безумно интересные люди, от общения с которыми получаешь удовольствие. Повторюсь, обожаю дорогу, верхнюю полку, стук колес. Очень приятно ощущать себя не в прошлом, не в будущем, а где-то между.
Едешь куда-то, тебя там что-то ждет, но ты еще не знаешь, что именно. За это предвкушение я больше всего и люблю дорогу.

— Если не секрет, как проводите свободное время?

— Я ленивый человек, хотя долго лениться не могу. Когда есть возможность, люблю побыть одна. Люблю
тишину. Лес и грибы. Нравится смотреть фильмы. А вот музыку слушаю только, если надо, или действительно хочу.

— Расскажите, какие фильмы смотрите?

— Чаще о природе, о животных и птицах. По телевизору слежу за новостями, чувствую в них потребность, мне надо знать, что происходит в мире. Еще смотрю интервью. Люблю программу Гордона. Именно из-за Гордона. Он нравится мне своей невозмутимостью. Поражаюсь, насколько он в себе уверен. Ни разу не видела, чтобы его вывели из состояния покоя. Таким должен быть настоящий мужчина, наверное.

— А еще каким?

— Конечно, умным. Глупый мужчина хуже глупой женщины. Глупая женщина — это нормально. Некото-
рым из нас глупость даже идет. А вот глупый мужчина — это катастрофа, безумие. Особенно, если его глупость дополняется упрямством, уперто-
стью. Еще я ценю в мужчинах чувство юмора и щедрость души. Кроме того, в мужчине важна ответственность. Если он ее ощущает за все,
с чем имеет дело, в первую очередь за семью и тех, кто рядом с ним.

— Елена, мужчин мы с вами обсудили, давайте поговорим теперь о шоппинге.

— Терпеть его не могу. Это абсолютно не мое. Здесь я солидарна с мужчинами. Сама хожу по мага-
зинам, стиснув зубы. Потому что надо. И чаще покупаю не потому, что хочется, а из-за того, что уже устала и нет больше желания бегать, искать.
Такие походы меня выматывают. Мне жалко тратить на них свое время и силы. Я могу получить удоволь-
ствие от посещения магазина, находясь где-нибудь заграницей. Там можно просто походить и поглазеть.
С удовольствием заглядываю в музыкальные лавки.

— Какую музыку выбираете для себя?

— Новую слушаю мало, просто нет времени. Мои предпочтения сформировались еще в ранней мо-
лодости и сидят во мне железно. Так, любовь к творчеству Стинга не перебить ничем. Не устаю его слушать. Ставлю диск и каждый раз получаю
такое удовольствие, будто слушаю в первый раз. Эта музыка мне близка. В ней все «мое» — эмоция, мелодика, звучание, тембр голоса исполнителя. Знаете, каждый человек, пишущий музыку, ревностно относится к успехам коллег, чтобы он не гово-
рил. Я редко встречала среди друзей-музыкантов тех, кто искренне похвалит. Для любого автора болезненно, когда ему ставят в пример кого-то
другого. Неудивительно, что мне нравится Стинг, ведь он кумир миллионов — скажете вы. Присоседить-
ся к толпе поклонников человека, который высоко летает, просто… А вот попробуйте оценить тех, кто сейчас не слишком известен! А вы разгляди-
те алмаз еще до огранки! На это особый талант требуется. И это я уже о своем творчестве…

— Елена, принято считать, что женщина — хранительница очага, домашнего уюта. В чем для вас выражаются эти понятия?

— Это чистота, порядок, тепло и полный холодильник. А еще мир и взаимопонимание. Но главное — чистота. Она должна быть обязательно. Не надо делать из нее культ. Надо просто регулярно чистить свое гнездышко и убирать игрушки на место. Я сама очень люблю устраивать
беспорядок. Наверное, это свойство моего характера. Но мой глаз желает видеть гармонию и красоту. Беспорядок вызывает во мне внутреннее беспокойство. Поэтому стараюсь, чтобы каждая вещь возвращалась на свое законное место и пыль не скапливалась, как снег нынешней зимой.

— Без какого продукта холодильник для вас, будучи полным, остается пустым?

— Не знаю, потому что меняю свои пристрастия в еде. Впрочем, в доме обязательно должна быть
картошка. Но ее не принято хранить в холодильнике. Признаюсь, картошку я люблю любую — жареную, вареную, в пюре. Но жареную больше всего. Вкуснее той, что делает моя мама, ничего быть не может. Это простое, но самое любимое мое блюдо. Я не вегетарианка. Потребность в мясной пище мне пока не унять. С удовольствием поедаю мясо птицы. Конечно, в холодильнике всегда должны быть овощи, желательно творог и какой-нибудь сок.

— Вы сторонница здорового питания?

— Нет, просто не знаю, что это такое. Если говорить о еде, то я ем то, что просит мой организм.

— А какие цветы любите?

— Нравятся розы. Хотя любые цветы принимаю с благодарностью. Правда, не люблю цветы с резким
ароматом, лилии например. Оттого, что очень остро ощущаю запахи. На те же ландыши смотреть люблю,
но все равно отставлю их в сторону. Кстати, вообще не люблю ничего навязчивого, будь то громкая музыка, резкие, концентрированные духи
или манера общения.

— О чем мечтаете?

— По-прежнему о собственном очаге, собственном уютном уголке…